Недостатки в законодательстве, регулирующем систему здравоохранения, признают и поставщики медицинского оборудования. О рынке и его проблемах рассказывает генеральный директор ЗАО «Дельрус» Владимир Ермаков
- Как развивается рынок и какую долю в структуре продаж занимает отечественная и иностранная техника?
- В 90-х годах доля импорта доходила до 90%, со временем расклад менялся в сторону наших производителей, особенно в годы кризисов. Сегодня в структуре продаж нашей компании на чисто российскую продукцию приходится около 30%, остальное - импорт. Проблема в том, что наши разработчики сильно отстают от мировых. Возможно, что-то исправится в ближайшие годы. Попытки есть: открываются совместные производства с иностранцами, например на екатеринбургском заводе ЭМА с немцами делают светильники «Эмалюкс». Как пример в улучшении качества продукции можно назвать компанию «Тритон Электроникс»: их мониторы и пульсоксиметры минимально уступают импортным аналогам.
- В последнее время поставщики все чаще говорят о недостатках ФЗ № 94. Почему?
- Цена, которая поставлена этим законом во главу угла, - ступор в решении многих вопросов внедрения новых технологий в лечебных учреждениях. Для модернизации здравоохранения добрую службу ФЗ № 94 не сослужит точно. И еще: если сегодня каждый шестой предприниматель находится под административным или уголовным преследованием - это явное свидетельство перегибов. Разница между закупочной ценой и ценой продажи рассматривается исключительно как хищение бюджетных средств, и при этом никто не учитывает огромные расходы, которые поставщик тратит на инфраструктуру, способную обеспечить доставку оборудования, его сервисное обслуживание, профессиональную подготовку персонала, качественный менеджмент и т.д. Но нельзя, чтобы в равных условиях на конкурсах были фирмы-однодневки и серьезные компании, отвечающие за поставку и способные обеспечить надлежащий сервис.
Многие поставщики выступают против статьи № 74 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Он ограничивает общение медиков с представителями фармацевтических компаний и поставщиков оборудования (считается, что это будет способствовать снижению коррупции. - Ред.). Но в результате мы не получаем из первых рук отзывы о работе оборудования, идеи для его модернизации. Узкий специалист - вот главный носитель знаний, бесценных для производителей медицинской техники. - Ваша компания - участник программ модернизации здравоохранения. Насколько они удовлетворяют потребностям медицины?
- Там, где учитываются мнения специалистов, программы полезны. Где нет - лечебно-профилактические учреждения получают зачастую не то, что им действительно надо.
- Могут ли крупные производители и поставщики оборудования внести вклад в развитие отрасли?
- Могут, но не во всем. Мы принимаем непосредственное участие в технологическом развитии медицины. Без преувеличений можно сказать: в содружестве со специалистами-трансфузиологами мы произвели революционный переворот в службе крови, переведя ее со стеклянных бутылей на пластиковые контейнеры. Или - благодаря взаимодействию ученых-рентгенологов, производителей и поставщиков аппаратов цифровой рентген повсеместно вытесняет аналоговый. Подобных примеров много: совершенствование магнитно-резонансной и компьютерной томографии, радиоизотопные технологии и т.д. А вот вопросы законодательства и прочие глобальные проблемы нам, конечно, неподвластны.